1.
На
необитаемом острове растут три дерева: дуб, береза и сосна. Под одним из них
пираты зарыли клад, а на деревья повесили таблички. На дуб – "клад зарыт не
здесь"; на березу – "клад
зарыт не здесь"; на сосну –
"клад зарыт под березой". Только одна табличка говорит правду. Под
каким деревом клад?
Ответ: под дубом.
Решение. Таблички на березе и
сосне утверждают противоположное. Поэтому всегда ровно
одна из них говорит правду. Тогда табличка на дубе врет. Значит
клад зарыт под дубом.
2.
В
четырехугольнике диагонали делят его на 4 треугольника (см.рис.)
Известно, что сумма периметров этих треугольников равна 73см, а периметр четырехугольника равен 29см. Чему
равна сумма длин диагоналей?
Ответ: 22см.
Решение. 73=РАОВ + РВОD
+ РСОD + РАОС =
АО+АВ+ОВ + ОВ+ВD+OD + ОD+СD+ОС +
ОС+АС+АО = 2(ВО+ОС) + 2(АО+ОD) + АВ+ВD+CD+АС =
2ВС + 2AD + РАВСD = 2(ВС+AD) +
29. Откуда ВС+AD = (73–29)/2 = 22см.
3.
В классе учится меньше, чем 50 школьников. За контрольную работу
седьмая часть учеников получила пятерки, третья – четверки, половина – тройки.
Остальные работы были оценены как неудовлетворительные. Сколько было таких
работ?
Ответ: одна.
Решение. Поскольку седьмая часть учеников получила пятерки, то
количество учеников в классе делится на 7. Аналогично, оно делится на 3 и на 2.
Наименьшее число, делящееся на 2,3 и 7 это 42 (это НОК (2,3,7)). Следующее
число уже больше 50. Значит в классе 42 ученика. Из них 42:7=6 получили «5»,
42:3=14 получили «4», 42:2=21 – «3». Осталось 42 – 6 – 14 – 21 = 1 ученик
получил «2»
4.
Винни-Пух и Тигра
лезут на два одинаковых дерева. Винни-Пух поднимается
и спускается с одинаковой скоростью, а Тигра лезет вверх в два
раза быстрее Винни-Пуха, а спускается в два раза
медленнее Винни-Пуха. Кто из них поднимется и
спустится быстрее?
Ответ: Винни-Пух.
Решение. Если Тигра спускается в два раза медленнее Винни-Пуха, то на путь вниз он потратит столько же времени,
сколько Винни-Пух на подъем и спуск.
5.
Незнайка купил в магазине 4 одинаковых игральных кубика. Развлекаясь, он решил
прикладывать их друг к другу гранями с одинаковым числом очков. В результате на
столе появилась следующая конструкция (см. рис.) Знайка взглянул на конструкцию
Незнайки и заявил, что тот опять что-то напутал. Прав ли Знайка?
Ответ: прав.
Решение. Обозначим кубики (1),
(2), (3) и (4) как показано на рисунке. Так как у первого кубика нам видны
грани с очками 1,2 и 3, то кубик (4) не может соприкасаться с кубиком (1) по
грани с очками 1,2 или 3. Но поскольку у кубика (4) видны грани с очками 5 и 6,
то если незнайка ничего не напутал,
кубики (1) и (4) соприкасаются по грани с четырьмя очками.
Тогда кубик (1) может
соприкасаться с кубиком (2) только гранью с 6 очками (поскольку грань с 5
очками у кубика (2) видна). Таким образом, поскольку кубики одинаковые, то они
устроены так: противоположные грани 1 и 4, 2 и 6, 3 и 5. Но тогда кубик (2)
должен соприкасаться с кубиком (3) гранью с 3 очками (как противоположной
верхней грани с 5 очками), что невозможно.